Какая девушка не мечтает стать актрисой? Ответ – каждая вторая. НО эта детская безобидная мечта не столь безоблачна, как может показаться на первый взгляд.

Все мы видим только внешнюю сторону актерской профессии: главные роли, выходы в свет в дорогих нарядах, слава и признание. А другая, внутренняя сторона? Какая она? Имеем ли мы представление о том КАК достаются главные роли, каким трудом? Знаем ли мы, сколько сил положено на то, чтобы заработать на этот самый «дорогой наряд»? Да и вообще, представляете ли вы ЧТО это такое поступить в театральный ВУЗ? Если вы думаете, что это просто придти, сдать документы и попасть на экзамены, то сильно заблуждаетесь. Вот и я, не имея ответа ни на один из поставленных вопросов, решила провести собственное расследование

Лето – пора поступлений в ВУЗы, поэтому я разбиралась в вопросе «поступление в театральный ВУЗ». Выучив программу для поступления на актерский факультет, я отправилась шпионить.

Все дороги школьниц ведут в Москву, точнее, в приемную комиссию театрального ВУЗа. Вот уж где можно изучать географию нашей родины. Кстати, дороги не только школьниц пересекаются у порогов театральных училищ, но и вполне взрослых, состоявшихся девушек и молодых людей. Но обо всем по порядку.

Первое, что предстоит сделать абитуриенту – это не подать документы как на всех других факультетах, а пройти предварительное прослушивание. Его цель – выявить у поступающего актерский талант, а попросту, выбрать лучших из предложенного. Но, когда абитуриент звонит в приемную комиссию узнать время проведения прослушиваний, ему не сообщают о том, что существуют предварительные  списки записи на прослушивание и, что эти списки составляются заранее, поэтому незнающий человек приходит часа за два до назначенного времени, надеясь быть в числе первых. А вот и первый сюрприз на этот день –  в списке вы окажетесь отнюдь не первым, а как минимум восьмидесятым.                                                                                                        Image

Насмотревшись фильмов и сериалов о поступающих в театральный ВУЗ, мы, абитуриенты, надеялись, что нас пустят в здание, где и будут вызывать поступающих по списку, а не оставят на улице за калиткой, несмотря на холод и проливной дождь. В этом заключается сюрприз номер два – ожидание «звездного часа» на улице.

Но нужно отдать должное поступающим. Несмотря на то, что уже через час все посинели от холода, и не могли довольно внятно произнести даже свое имя, молодые люди почти не жалуются на созданные условия, и даже сохраняют бодрый настрой: кто, стуча зубами, поет песни, кто повторяет свою программу, а кто бегает в соседние магазинчики и кафе за горячим кофе и пирожками. Парни, несмотря на холод, делятся куртками с особо по-летнему одетыми девушками, а те в свою очередь дарят им улыбки.

Вообще, в воздухе витает дружелюбная атмосфера, нет никакой конкуренции, и все переживают друг за друга.   Я не встретила ни одного человека, кто бы радовался неудачи другого, или же того, кто бы переживал за успех другого.

И вот, несколько часов томительного ожидания проходят, наступает момент оглашения списков. Сюрприз номер три: в здание театрального ВУЗа  заводят группы по десять человек. Девушки, вас ожидает ещё один «приятный момент»: первопроходцами будут молодые люди. Даже если они в списке будут двадцатыми или тридцатыми, первыми проходят парни, правда, не во всех ВУЗах, а затем уже девушки, и так по очереди – группа мальчиков, группа девочек.  В некоторых училищах и молодые люди и девушки заходят вместе. Причем, вместе не только в здание, но и в аудиторию! Да, да, прослушивание проходит не индивидуально, а в присутствии всей группы, т.е. вы читаете свою программу не только для комиссии, но и для поступающих. С одной стороны, это неудобно. Все мы разные люди и воспринимаем все по-разному, а значит, и читаем произведения тоже по-своему, так, как чувствуем их мы. Чтение другого человека жутко сбивает, особенно если кто-то читает, например, тот же отрывок, что и вы. Конечно, на этот случай у вас есть другой отрывок и другое стихотворение, но согласитесь, что если этот отрывок получается у вас лучше всего и, как вам кажется, будет выигрышно смотреться, вы прочтете его, а тут прослушанный только что вариант собьет вас. Но с другой стороны, присутствие посторонних помогает. Во-первых, вы чувствуете зрителя и показываете комиссии, что можете работать на публику, а во-вторых, вы можете работать с аудиторией, а не только смотреть пристально в глаза экзаменатору или же на потолок. Думаю, для вас не будет открытием новость о том, что вас могут недослушать. Например, остановить при чтении прозы или же прервать стихотворение. Поэтому, ни в коем случае не берите в программу те произведения и стихотворения, где кульминация или главный момент в конце. Вы будете ставить ставки на конец, а вас просто недослушают и не пригласят в следующий тур, считая, что у вас нет таланта. Берите  в программу те произведения, которые изначально наполнены смыслом и подходят лично вам идейно, а главное, духовно. Представьте, что вы почувствуете и подумаете, если четырехлетняя девочка будет читать стихотворение о несчастной любви и демонстративно падать в обморок? Наверно, вы почувствуете абсурд ситуации. Не допустите этого при выборе своей программы.

Image  Кстати, будьте готовы к тому, что пока вы читаете программу, кто-нибудь из членов комиссии будет курить или, например,  жевать печенье, и с полным ртом просить вас читать дальше. Поймите, экзаменаторы тоже люди. Их мало, а нас, абитуриентов, много. Сначала вам может показаться это некрасивым жестом и проявлением неуважения к своей персоне, но задумайтесь, если они будут делать пятиминутные перерывы на перекус, перекур и прочее, сколько драгоценного времени будет потеряно зря? И в этом случае вы же, поступающие, будете возмущаться, что экзаменаторы нашли время есть, когда все пришли поступать. Неприятный момент, согласна, особенно если ты читаешь лирическое стихотворение, например, все про ту же несчастную любовь, а в этот момент раздается хруст печенья или звон зажигалки. Но, с другой стороны, современные посетители театра могут себе позволить не выключить звук мобильного телефона или, скажем, начать сморкаться во время действия – это тоже  сбивает, а так вы уже показали, что способны работать в любых условиях.

И вот, программа прочитана, всех попросили выйти за дверь – происходит обсуждение кандидатов. При выходе вам могут сказать дежурную фразу, например, «все молодцы, продолжайте в том же духе». Уже через минуту заветная дверь открывается вновь, показывается член комиссии, чаще благодарит всех за то, что пришли и зовет следующую «десятку». Реже кого-то из группы могут попросить зайти в аудиторию повторно – это значит, что этот человек прошел в следующий тур и теперь его ожидают три тура с чтением одной и той же программы, экзамены и коллоквиум. К слову, в тот день я на прослушивание не попала, так как на нас просто не хватило времени (мой номер в списке был 81й). И мы с девчонками решила штурмовать театральные ВУЗы завтра с новыми силами. Кстати, поступление – это очень увлекательно. Охватывает спортивный интерес: хочется везде попробовать себя, везде успеть…

На следующий день прослушивание начиналось довольно рано: в 13:00. Нет, для прослушивания не рано, но это значит, что где-то в семь-восемь утра нужно быть уже на месте, чтобы записаться  и оказаться в первых числах. Наученные горьким опытом вчерашнего дня уже в 8:00 мы стояли у порога и оказались двадцатыми в списке. Потом мы поехали на запись в следующее учебное заведение, где прослушивание начиналось в 17:00 (там в списке мы оказались первыми),  и после чего отправились на первое прослушивание на это день, которое начиналось в 11:00, и на которое мы предусмотрительно записались накануне вечером.

Прослушивания проходят везде одинаково: оглашение списков, десять человек заходят в аудиторию, читают программу, правда, где-то могут попросить ещё спеть, а где-то нет. В тот день мы были в трех театральных ВУЗах, а сложилось впечатление, что не выходили за пределы одного, так как везде встречаешь уже знакомые, одни и те же лица, уже нет первоначально чувства скованности, а все кажется родным и близким.

Самое ужасное – момент после оглашения результатов. Это самые томительные и самые значимые минуты в жизни каждого. В этот момент появляются новые надежды и рушатся мечты, причем, все чаще рушатся. Конкурс при поступлении огромный, по слухам от ста до пятисот человек, а берут только 25. И если утром все ещё держатся, так как есть надежды на другие ВУЗы, то в последнем после оглашения результатов уже никто не сдерживает эмоции – это был их смысл жизни: поступить в театральный, а теперь в один момент он потерялся. И здесь каждый ведет себя по-разному: кто-то начинает ненавидеть театральные училища за то, что его не взяли, кто-то думает, что не судьба стать актером, раз не приняли, но бОльшая часть клянется вернуться сюда в следующем году, веря, что в следующий раз их мечта точно сбудется. А находятся и те, кто идет на перетур в этом же году – это когда ты ещё раз идешь на прослушивание. Правда, не всегда пускают на «повторную прослушку», как говорят в народе, но это их  не останавливает.  Самый легкий способ – попросить кого-нибудь, чтобы за тебя заполнили анкету, которая заполняется перед прослушиванием. В этом случае находят людей, похожих на себя или хотя бы на себя на фотографии в паспорте, договариваются с человеком, чтобы он заполнил анкету, и идут к комиссии. Какие чудеса проявляют они там, уговаривая себя прослушать ещё раз, я не знаю, так как лично не присутствовала, но, могу сказать, что это срабатывает. Бывали случаи, когда соглашались послушать абитуриента ещё раз, но, к сожалению, в основном это не помогает. Вердикт тот же.

Единственное совпадение реального поступления в театральный ВУЗ с киношным я нашла только в том, что практически ни одна провинциальная девушка, как и в фильмах, не хочет возвращаться домой. Это не значит, что ей стыдно за то, что она не поступила, нет, она просто не хочет. Она планирует работать, а через год снова поступать в театральный. Самое ужасное КЕМ она собирается работать: молодые девушки в лучшем случае планируют работать продавцом и секретарем, а в худшем - готовы идти на работу в ночные бары и стриптиз - клубы. Причем, некоторые изначально не рассматривают других вариантов, кроме как ночные клубы и стриптиз. Вот так постепенно пополняется столичная база «ночных бабочек». Но это уже совсем другая история. Моя – поступление в театральный ВУЗ, а не жизнь провинциальных девочек после провала на прослушивании.

А вообще, хотя процент поступивших в театральный и очень мал, девушки, пробуйтесь, поступайте! Отрицательный опыт – тоже опыт. Тем более кто знает, может быть именно вам суждено стать великой Актрисой с большой буквы. Поступить, так же как и поступать, сложно, но можно. Пробуйте, верьте в себя, верьте в свои силы и все получится!

Автор: Ильзина Егорова

Женский журнал GLIANEC

Смотрите также

Феромоны – тайное оружие секса! 

Лучшие вечерние платья 2009 года