Одни ответят: мода — это пустая прихоть, увлечение бездельников. Для других мода — профессия, ежедневная творческая работа. Давайте попробуем все таки выяснить — что такое мода, как давно она существует и как к ней следует относиться.

            Большинство книг, посвященных истории костюма, начинается с описания одежд Древнего Египта. Из научных трудов можно узнать, как одевались первобытные люди каменного века, что носят современные нам племена аборигенов Африки, Австралии. С развитием человеческого общества, образованием государств, сменой исторических формаций костюм усложняется. Но из века в век в одежде с предельной четкостью отражается общественное положение людей разного достатка, разных сословий. Костюм во все времена оставался социальным знаком, свидетельством общественного положения, показателем ранга человека. В Европе и во времена варварства, и в период средневековья, когда складывались государства; и в эпоху Возрождения, когда зарождался капитализм; и в век абсолютизма, когда назревали буржуазные революции, существовали неписаные обычаи и специальные указы в отношении костюма. Феодалы, например, не смели наряжаться богаче короля, а разбогатевшие горожане, торговцы и ремесленники — соперничать с феодалами. Так, в XV веке причудой моды были башмаки с длиннейшими носами. Причем крестьянам разрешалось иметь обувь с носами длиной не более 6 дюймов, горожанам 12 дюймов, дворянам 24 дюймов (в дюйме 2,6 см — вот и прикиньте, какой длины были башмаки у щеголей!). В XVIII веке степенью знатности дам определяется цвет платьев, длина шлейфов.

            В XIX веке буржуазия, став “хозяином жизни” не только в финансовом, но и в политическом отношении в большинстве стран Европы, в Америке, диктует обществу свои принципы, вкусы, моды. Формируются универсальные виды одежды, казалось бы, одинаковые для всех — это фрак или сюртук с длинными панталонами, позже пиджак, жилет и брюки, практически почти неизмененные уже сто с лишним лет.

            В наше время процесс демократизации костюма продолжается. Столь популярные среди молодежи объемные формы одежды и обуви, если разобраться, имеют свои прообразы в традиционной одежде крестьянского населения Европы. Например фрак, смокинг и пиджак ведут свое происхождение от верхней одежды английских крестьян. И дело здесь не в том, что предлагают ведущие художники — мода и развитие костюма в целом подчиняются не чьим-то пожеланиям и вкусам, а своим внутренним законам. В “золотой фонд” классических форм одежды попадает то, что отвечает требованиям удобства, универсальности, является наиболее функциональным, то есть соответствующим своему назначению.

            Подведем же итог чрезвычайно беглому обзору, который мы затеяли в поисках ответов на вопросы о моде. Мода — слово латинское — мера, способ, образ действий; для нас оно означает временное преобладание тех или иных вкусов. Можно “признавать” или “не признавать” моду, восторгаться или возмущаться ею, быть ее творцом или рабом, но нельзя быть вне моды. Следовательно, мода есть явление социальное, часть общественной жизни.

            Мы только что проследили, пусть на отдельных примерах, что мода, костюм всегда были неотделимы от определенных слоев общества, сословий — значит, мода — явление классовое. Одежда — предмет первой необходимости, ее производством заняты различные отрасли промышленности, а продажей — огромная сеть магазинов. Таким образом мода — явление экономическое.

            Мода как искусство создания костюма, наряду с другими видами искусства, безусловно, есть явление эстетическое, часть художественной культуры отдельной страны, эпохи, человечества в целом.

            Каждый человек воспринимает моду по-своему; это зависит от его возраста, воспитания, убеждений, культуры, характера, одним словом — от личности. Мода для любого из нас есть часть внутреннего мира, явление психологическое; а отношение к ней, выбор — явление нравственное.

Использовались материалы http://www.modnicy.com