До XX века мода менялась в лучшем случае раз в столетие. Но зато за недавно ушедший век она отыгралась за все предыдущие поколения - мода претерпевала кардинальные метаморфозы каждое десятилетие. И, в сущности, после XX столетия изобрести в смысле одежды и предметов гардероба, стиля в конце концов уже практически ничего невозможно.
И тот факт, что нынешние дизайнеры в своих новых коллекциях лишь перерабатывают идеи ушедших мэтров, подтверждает это. Ну а первым по-настоящему громким и ярким десятилетием были, безусловно, 20-е годы. Именно они положили конец стереотипам прошлого и открыли двери абсолютно новым течениям моды.
Феномен 20-х, конечно же, был обусловлен многими факторами. Как, впрочем, и любое масштабное явление в нашей жизни. Только закончиласьПервая мировая война, которая унесла огромное количество жизней и в первую очередь это были жизни солдат, а значит, мужчин. Демографическая ситуация во всем мире была ужасна и в буквальном смысле вынудила женщин, даже тех, кто был далек от борьбы за собственные права, работать наравне с мужчинами, пока те воевали на фронте. Женщины стали не только принимать активное участие в различных благотворительных акциях того же Красного Креста, но и заняли места своих молодых людей, женихов и отцов на заводах и фабриках.
А значит, они стали получать зарплату и постепенно обретать финансовую независимость. Конечно, работать было тяжело и непривычно, однако однажды полученная свобода, пусть и весьма незначительная, дорого стоит. И женщины уже не собирались от нее отказываться. Новые социальные роли, в свою очередь, потребовали и новой одежды. Ведь невозможно же стоять у станка в платье с турнюром, в огромной шляпе и с кольцами на руках. То есть возможно, конечно, но толку от этого было бы немного.
И женские наряды постепенно теряют свою женственность, не окончательно, конечно. Но акцент на талию пропадает мгновенно. Больше не может идти речи не то что о корсетах, даже о поясе на талии. Платья становятся абсолютно прямыми, вроде футляра. И если уж и подчеркивается какая-то часть фигуры, то это бедра. Кстати, столь популярные сегодня платья-рубашки родом именно из той эпохи, из 20-х годов.
Впрочем, долго продолжаться такое «неженственное» положение дел в одежде не могло. Девушкам все равно хотелось оставаться красивыми и интересными для мужчин. Именно поэтому существенно укоротилась длина платьев. Немыслимо, но женщины впервые за века и столетия получили возможность открыть для чужих взоров ноги. И это в свою очередь повлекло за собой появление целой обувной индустрии. Ведь до того кого интересовало, какие у девушки туфли? Лишь бы они были удобными, а так, их и не видел толком никто, разве муж вечером в спальне. А теперь все стало наоборот, и туфли явились одним из важнейших предметов женского гардероба, и даже фетишем у доброй половины представительниц слабого пола.
Постепенно жажда красоты возвращает женщинам и столь любимые ими украшения, правда, не в виде колец, а в виде платьев, украшенных пайетками и бисером. Конечно, это существенно увеличивало вес вещей, но кого такие трудности когда останавливали. Женщины охотно примерили на себя эту своеобразную драгоценную кольчугу. Серьги, кстати, вернулись также – в моду вошли длинные, висячие серьги, которые пользуются популярностью и сегодня.
Интересно также и то, что моду на бисер и всевозможную вышивку ввел не кто-нибудь – ее ввели наши с вами соотечественники. Вернее, соотечественницы, которые, бежав из России, оказались в абсолютном безденежье. И, чтобы хоть как-то выжить, им пришлось вышивать, делать сложные узоры из бисера и знакомить иностранцев с культурой России. Тогда еще на слуху были «Русские сезоны» Дягилева, и на Западе все модницы и модники просто с ума сходили по нашей стране. Так появился дом «Ирфэ», «Тао» и «Поль Карэ». И это не считая множества мелких частных ателье и мастерских, где бывшие княгини обслуживали знатных иностранцев и шили для них одежду. Омрачает эту историю (помимо изгнанничества основателей модных домов) и то, что просуществовали они недолго – Великая депрессия смела с модной карты практически их все.
Но вернемся к платьям. Дело в том, что не все они создавались из бисера и пайеток: многие ткались из легких и струящихся материалов вроде шелка или сатина. И вы можете себе представить, как сидели платья из натурального шелка. Они подчеркивали все изгибы женского тела, и, вообще говоря, платья стали походить скорее на комбинации, как мы бы сказали сегодня. То есть, с одной стороны, женщины обрели достаточно удобную одежду, а с другой – не растеряли своей красоты и способов подчеркнуть ее. Хотя, конечно, консерваторы нервно брюзжали – их никто уже не слушал.
Кстати, Россия в смысле моды была далеко не самой последней страной – скорее наоборот. Наши соотечественники не только ввели моду на вышивку и все прочее, но и одними из первых стали активно использовать стиль, как мы бы назвали его в наше время, унисекс. Вспомнить хотя бы известную русскую поэтессу Зинаиду Гиппиус. Яркий представитель Серебряного века, она в патриархальной России осмелилась выходить в свет, надев брюки и сорочку! Это было, конечно же, неслыханно, и только тот факт, что за окнами царил тот самый Серебряный век, со всеми его гениями и наркотиками, позволил Зинаиде Гиппиус вести себя подобным образом. Первооткрывателям всегда сложно. И еще о моде на «мальчишеский» облик. Именно из-за этой тенденции в моду вошла худоба – больше никаких пышных форм женщинам иметь не полагалось. Грудь и широкие бедра в мгновение ока перестали быть достоинствами и стали скорее недостатками, с которыми как только не боролись девушки. Впрочем, плюс от того был один – люди повально увлеклись спортом.
Что же касается макияжа, то здесь, как и следовало ожидать, в моду вошла пудра – бледность была в почете. Именно в 20-х популярностью начинается пользоваться красная помада. Несмотря на всю борьбу за свои права, женщины не забывали и об уходе за собой, и о том, что значит быть сексуальной и красивой.
Впрочем, не все действовали подобным образом. Вот, например, великая Коко Шанель не старалась подчеркнуть сексуальность в женщине – она хотела ее сделать элегантной, и чтобы при этом она чувствовала себя наравне с мужчинами на всевозможных встречах и переговорах. Именно тогда, в 1926 году, и появилось ее знаменитое маленькое черное платье, и больше оно уже не выйдет из моды никогда. Коко Шанель дополнила его и бессмертным аксессуаром – длинной ниткой жемчуга. Образ стильной деловой женщины был готов, и девушки начали стремиться к нему.
Сегодня дизайнеры не забывают той шумной и роскошной эпохи, когда зародился джаз и самым опасным и интригующим городом на планете считался Чикаго. В наше время на подиумах можно часто увидеть прямые платья, украшенные пайетками, стразами и всевозможными позолоченными элементами. Прически «под мальчика» опять возвращаются в моду (если они вообще когда-то из нее выходили), ну а красная помада – это вообще хит на все времена. Впрочем, как и вечное платье Коко Шанель. Сложно после таких десятилетий создавать что-то новое. Из таких источников можно бесконечно черпать идеи, чем все модные дома сегодня и занимаются. Источник:
Женский журнал Glianec.com.ua